Настоящее приключение! Обзор «Tomb Raider»

tomb raider

Разработчик: Crystal Dynamics
Издатель: Square Enix
Дата релиза:5 марта 2013
Жанр:Action
Платформа:PC, PlayStation 3, Xbox 360
Официальный сайт: Tomb Raider
Системные требования:
Intel Core i5 2,66 ГГц / AMD Phenom II X2 3,4 ГГц, 4 Gb RAM,
GeForce GTX 480 / Radeon HD 4870,
10 Гб свободного места на диске
КУПИТЬ Tomb Raider

Ох, Лара Крофт… Каких только приключений ни выпало на твою долю за прошедшие почти 17 лет! Ты исследовала руины древних цивилизаций в самых отдаленных уголках мира, искала таинственные артефакты в мрачных катакомбах, разгадала не один десяток мистических тайн, а уж сколько «плохих парней» перебила – и не сосчитать! Однако теперь все это не имеет никакого значения – пришло время начать все «с чистого листа» и с головой окунуться в новое смертельно опасное приключение, как в первый раз… Перезапуск серии «Tomb Raider» — событие для игровой индустрии знаковое, как ни крути. Новую одноименную игру ждали все или почти все, возлагая на нее большие надежды. Лара Крофт должна была вернуться на мониторы геймеров в новом, гораздо более «человечном» образе и подарить им незабываемое приключение с элементами выживания в дикой природе на незнакомом острове. Обещания разработчиков были сладкими, рекламные трейлеры – пафосными, а предварительные отзывы критиков – лестными. Однако теперь релиз «Tomb Raider» состоялся, и мы можем окончательно определиться, так ли новая Лара Крофт хороша, как нам обещали?
Tomb Raider screenshot
Шквалистый ветер и героиня, которой нужно перебраться на другую сторону здания по маленькому уступу – классика жанра!
Остров невезения в океане есть…
Как это часто бывает в современных играх, события в «Tomb Raider» стартуют сразу же, без долгих предисловий и длинных вступительных роликов. Геймерам на первой же минуте демонстрируется красочная сцена кораблекрушения, после которого Лара оказывается на том самом «неизведанном острове» и сразу же попадает в свою первую передрягу. Лишь через какое-то время, после прохождения краткого курса выживания в дикой (и не очень) природе, игрок получает возможность поближе познакомиться с местным сюжетом, который поначалу кажется совсем незатейливым… В «Tomb Raider» Лара предстает перед игроками в образе молодого археолога. В составе небольшой экспедиции она отправляется на поиски таинственного острова Яматай у берегов Японии, на котором некогда правила загадочная императрица Пимико. С этим островом связано множество загадок, и именно поэтому он так интересует археологов. Загадок на практике обнаруживается даже больше, чем ожидалось, вот только разгадывать их Ларе приходится уже после кораблекрушения, попутно всеми силами стараясь защитить своих друзей и не погибнуть самой от рук местных весьма кровожадных культистов, ведомых вперед загадочным фанатиком Матиасом…
Tomb Raider screenshot
«Осенью в дождливый серый день проскакал по острову олень». И доскакался…
Сценаристы «Tomb Raider» явно постарались собрать в одном месте все: и приключенческий боевик, и психологическую драму, и даже мистический триллер – некоторые моменты игры выглядят по-настоящему жутко. Как ни странно, с поставленной задачей им удалось справиться на «отлично» — следить за динамичным развитием событий в «Tomb Raider» действительно интересно от начала и до самого конца. Конечно, местами попадаются нестыковки и откровенно «притянутые за уши» моменты, но все это компенсируется тем, что Лара постоянно попадает во все новые передряги и буквально акцентирует на себе внимание геймеров. Как это, в принципе, и должно быть в игре под названием «Tomb Raider».
Вообще, можно смело утверждать, что в штате сотрудников Crystal Dynamics есть заправский садист, а то и не один. Концентрация драматических событий на единицу времени в «Tomb Raider» зашкаливает: Лара постоянно теряет близких ей людей, становится свидетелем леденящих кровь жестоких сцен, буквально купается в море крови и ранится бессчетное количество раз. По правде говоря, разработчики даже несколько переборщили с количеством «неожиданных» событий. Уже после пары часов игры понимаешь, что в «Tomb Raider» вообще ничто не может пойти по плану: висячий мост, по которому Ларе нужно перебраться через пропасть, обязательно оборвется, деревянное здание – рухнет или загорится, ветхий пол – проломится и т.д. Если же ничего такого вдруг не произошло – значит из-за следующего поворота на Лару обязательно набросится десяток головорезов.
Tomb Raider screenshot
Вот такой вот «гостеприимный» остров. И не стоит пугаться – Лале предстоит увидеть вещи и похуже…
Любая обычная девушка, к числу которых разработчики усиленно пытаются причислить главную героиню «Tomb Raider», не перенесла бы и половины всех тех страданий и испытаний, которые выпадают на долю прелестного археолога с косой. Но Лара Крофт – это Лара Крофт. Пусть даже молодая и неопытная, она подчас удивляет своей способностью выживать в самых экстремальных ситуациях. Крича и рыдая от боли, она идет вперед, оставляя за собой горы трупов… Серьезно, навыкам и умениям «простой девушки» мог бы позавидовать сам Рэмбо! Лара метко стреляет из лука, умеет пользоваться любым видом огнестрельного оружия, будь то пистолет или автомат с подствольным гранатометом, легко забирается практически на любую скалу при помощи ледоруба и им же смачно проламывает черепа неосторожно подобравшимся вплотную врагам. Выглядит это здорово, но, мягко говоря, неправдоподобно.
Tomb Raider screenshot
Среди многочисленных талантов Лары – умение ловко лазать по канатам даже над очень глубокими пропастями
Реализм в игре хромает еще и с точки зрения дизайна уровней. Сами по себе локации в «Tomb Raider» очень хороши: мрачные пещеры, таинственные развалины древних храмов, сочные джунгли и болота, построенные местными культистами жалкие лачуги и оставленные ими горы мусора – все на месте и радует глаз. Однако «белыми пятнами» на всем этом великолепии смотрятся заботливо разложенные по углам ящички с патронами и колчаны со стрелами. Это абсолютно оправдано с точки зрения геймлея – пополнять боезапас ведь как то нужно? Но тот самый реализм, который разработчики всеми силами пытаются показать игрокам, рушится напрочь – местные культисты за долгое время исследовали остров вдоль и поперек и собрали все, что можно было хоть как-то использовать. Оставить без присмотра тонны боеприпасов они просто не могли! Но оставили… С такими игровыми условностями, к сожалению, приходится мириться.
Tomb Raider screenshot
Больше всего ресурсов можно найти в таких древних сундука. Правда, чтобы добраться до них, придется потрудиться.
(Не)хрупкая девушка
Вплоть до самого момента релиза «Tomb Raider» все думали, что игра будет представлять собой эдакий суровый симулятор выживания в дикой природе с элементами боевика. Многие геймеры потирали руки в предвкушении охоты на диких животных, сбора припасов и создания инструментов из подручных средств. Что ж, реальность все эти ожидания разбила в пух и прах: «Tomb Raider» — это боевик вообще без элементов какого бы то ни было симулятора выживания. Охотиться на диких животных в игре можно лишь для получения опыта и ресурсов, модификация предметов при помощи собираемых запчастей осуществляется «в два клика», а разбивать походные лагеря не приходится вовсе – они и так в изобилии раскиданы по всему острову. Нет, «Tomb Raider» — это чистокровный приключенческий боевик, и притом очень хороший. Сражаться и стрелять Ларе приходится очень много: если поначалу врагиеще появляются достаточно скромными группами по 2-3 человека, то уже к середине игры эпизоды, в которых нужно истребить десяток-другой противников перестают быть большой редкостью.
Tomb Raider screenshot
Бронированных врагов со щитами так просто не пристрелить – нужно заставить их раскрыться. Придется идти на сближение…
Но любой геймер, если только его не смущает большое количество сражений в игре, получит от них колоссальное удовольствие, поскольку боевая система в «Tomb Raider» сделана практически идеально. Враги ведут себя изобретательно и не позволяют подолгу сидеть на месте: кто-то метает гранаты, кто-то поливает огнем издалека, кто-то опасно идет на сближение. Приходится постоянно перемещаться от укрытия к укрытию, использовать элементы окружения, вроде взрывающихся бочек или ветхих зданий, которые можно обвалить, а кое-кого добивать врукопашную. Иногда «на сцене» также появляются боссы и мини-боссы, сражения с которыми требуют определенной тактики. Радует также, что в «Tomb Raider» эпизоды, где неизбежен открытый «экшен», регулярно разбавляются ситуациями, в которых поощряется скрытное прохождения и «тихая» ликвидация врагов. В таких ситуациях очень пригождается лук – пущенная в голову стрела мгновенно устраняет супостата, а к особо невнимательным врагам можно подобраться сзади и по старинке задушить. Иногда действовать скрытно – это практически единственный способ выполнить поставленную задачу, поскольку некоторые противники имеют привычку чуть что – поднимать тревогу и вызывать многочисленное подкрепление…
Tomb Raider screenshot
Если «обычную девушку» Лару разозлить, последствия могут быть печальными…
Впрочем, на острове Ларе приходится не только сражаться. Игра с названием «Tomb Raider» просто не могла обойтись без исследования древних гробниц с сокровищами и поиска старинных артефактов. Желающие, в принципе, могут не уделять «будням археолога» большого внимания – игру можно пройти, вообще не заглянув ни в одну из многочисленных пещер. Однако истинные поклонники Лары Крофт так делать, конечно же, не будут. И правильно! В каждой гробнице на острове в «Tomb Raider» спрятан «клад» в виде солидного набора запчастей для последующей модификации оружия. Но добраться до него можно, лишь решив определенную головоломку. Разработчики не врали – все задачки в игре действительно основаны на реальных законах физики: Ларе постоянно приходится что-то поджигать, подтягивать, раскачивать, играть с весами различных предметов и т.д. Без акробатики тоже не обходится. Все головоломки выглядят достаточно интересно, но трудными их назвать нельзя. Если же у кого-то возникнут сложности, то знаменитый «инстинкт выживания» Лары поможет, подсветив все интерактивные предметы вокруг. Это способность, которую некоторые могут назвать «читерской», очень помогает также во время и после сражений, «подсвечивая» оставшихся в живых врагов и не обысканные трупы.
Tomb Raider screenshot
«Инстинкт выживания» в действии: на горизонте всего пара врагов. Интересно, сколько еще прибежит им на помощь?
Немного разнообразия
Помимо многочисленных сражений и исследований гробниц, есть в «Tomb Raider» еще и элементы RPG. Стоит сразу отметить – элементы весьма скромные. Вся система прокачки Лары сводится к возможности изучения пары десятков способностей, распределенным по трем категориям. Одни помогают лучше сражаться, другие – тщательнее исследовать окружающий мир и находить больше полезных предметов. Ничего жизненно необходимого среди доступных способностей в «Tomb Raider» нет. Разблокировать пару дополнительных приемов рукопашной и научиться получать больше патронов и ресурсов с убитых врагов довольно полезно, а вот, например, трату ценных очков опыта на возможность быстрее лазать по скалам едва ли можно назвать разумной. Прокачка умений Лары осуществляется в минуты отдыха возле костров в походных лагерях. Там же можно улучшать оружие. Дополнительные модификации можно найти, блуждая по острову и заглядывая во все труднодоступные места. Некоторые из них невероятно круты и позволяют, например, превратит старый автомат времен Второй мировой войны во вполне себе современную штурмовую винтовку.
Tomb Raider screenshot
Остановка в лагере – шанс немного перевести дух и проверить снаряжение перед тем, как отправиться навстречу новым приключениям
Лагерные костры также используются в качестве контрольных точек для быстрого перемещения по острову. Такая возможность рассчитана, в первую очередь, на любопытных геймеров, желающих раскрыть все тайны мира «Tomb Raider». Дело в том, что на многих локациях есть места, куда невозможно попасть при первом посещении просто потому, что у Лары нет соответствующей экипировки. Например, «кометы» — стрелы с привязанными к ним канатами, позволяющие прокладывать над пропастями импровизированные «канатные дороги» — появляются в арсенале Лары только к середине игры, а вот места, где их можно применить, встречаются уже на первых локациях. В таких местах, как правило, спрятаны сокровища, а иногда в дополнение к ним можно еще и насладиться прекрасным видом на остров…
Вообще, «Tomb Raider» — это очень красивая игра. Дизайнеры постарались на славу и создали десятки запоминающихся пейзажей. Сама Лара тоже выглядит превосходно, причем, разработчики смогли обойтись без ненужных заигрываний с эротикой и темой груди главной героини: пара слегка провокационных «аппетитных» ракурсов в самом начале игры не в счет – просто «дань прошлому». Внимание геймеров теперь акцентируется на лице Лары, ярко выражающем самые разные эмоции.
Tomb Raider screenshot
На самом деле, Лара – очень симпатичная девушка. Просто этот день как-то особенно не задался…
Не подкачала и техническая составляющая игры, если не брать во внимание изначально возникшие у обладателей видеокарт GeForce проблемы с производительностью. Модифицированный движок Crystal Engine выдает приятную глазу картинку и очень убедительно отрисовывает каждый порез на коже главной героини или разрыв на ее одежде. «В порядке» и местная система освещения, которая нет-нет, да и вызовет восхищение даже у бывалого геймера. И что самое приятное – вся эта красота хорошо оптимизирована, что особенно ценится в мультиплеере.
Кстати, мультиплеер – это тот единственный элемент игры, про который нельзя сказать практически ничего, кроме того, что он есть. Разработчики пытались преподнести сетевые сражения в «Tomb Raider», как нечто абсолютно новое для серии. Что ж, это действительно так – раньше понятия «мультиплеер» и «Лара Крофт» были несовместимы, однако новая игра показывает, что геймеры ничего от этого не теряли. Мультиплеер в «Tomb Raider» невероятно «стандартен»: игроки сражаются в составе двух команд или поодиночке и либо просто убивают друг друга, либо захватывают контрольные точки, либо занимаются доставкой медикаментов на базу. Доступно несколько персонажей, наборов оружия и улучшений. Есть столь же стандартная система прокачки за опыт и добываемые в бою запчасти. Высокоуровневым геймерам разрежается даже побегать по сетевым полям сражений в образе самой Лары Крофт, но ничего, кроме чисто эстетического удовольствия, это не дает. В целом же, мультиплеер «Tomb Raider» — это ни к чему не обязывающее развлечение без «изюминки» на несколько вечеров.
Tomb Raider screenshot
Луна на острове Яматай светит очень ярко, делая и без того красивые ночные локации просто прекрасными
Лара будет жить!
Выход игры «Tomb Raider» ознаменовал собой еще один весьма успешный перезапуск именитой серии. У новой Лары Крофт не так много общего с предшественницей: она действительно стала более «человечной», хоть и не утратила своих «убийственных» в прямом смысле этого слова навыков. Разработчики из Crystal Dynamics смогли создать приключенческий боевик, исполнять главную роль в котором действительно приятно и интересно. И все это несмотря на общую вторичность игры.
«Tomb Raider», по сути, не может предложить геймерам практически ничего уникального. Начавшие звучать с первого дня обвинения в заимствовании, а временами – полном копировании разработчиками идей серии «Uncharted» оправданы. Более того, «Tomb Raider» можно сравнить со множеством других проектов: здешний злодей временами до карикатурного похож на своего коллегу по цеху из «Resident Evil 4», а общая «голливудская» постановка в сочетании с большим количеством скриптов невольно вызывают в памяти сравнения с последними частями «Call of Duty». Но разработчикам из Crystal Dynamics удалось смешать все эти хорошо известные элементы и получить коктейль с приятным и на удивление свежим вкусом. «Tomb Raider» — это одна из лучших приключенческих игр, что выходили на PC в течение последних нескольких лет. Да, прямой конкуренции с «Uncharted» она не выдерживает, но приключения Нейтана Дрейка до сих пор остаются эксклюзивными для PlayStation и это дает новой Ларе определенное преимущество.


Thanks: