В тесноте, да не в обиде. Обзор «SimCity»

simsity games

Разработчик: Maxis
Издатель: Electronic Arts
Дата релиза: 5 марта 2013
Жанр: Градостроительный симулятор
Платформа: PC
Официальный сайт: SimCity
Системные требования:
Операционная система Windows XP / Windows Vista / Windows 7 / Windows 8 / Mac OS X
Процессор AMD Athlon 64 X2 Dual-Core 4000+, Intel Core 2 Duo Processor 2.0GHz
Оперативная память 1.5 Гб (XP), 2 Гб (Vista/7)
Видеокарта ATI Radeon HD 2×00, NVIDIA GeForce 7800
Свободное место на HDD 10 Гб, подключение к сети Интернет

Наверное, в истории компьютерных игр до сих пор не было случая релиза столь долго и болезненно ожидаемой игры. С момента выхода SimCity 4 прошло десять лет, и за это время фанаты серии и просто интересующиеся ждали, разочаровывались, снова обретали надежду и снова теряли её. Ожидаемо, внезапная презентация новой части в серии, её перезапуска, потрясла всех. Уже с первых игровых трейлеров игра показала себя если не шедевром, то, по крайней мере, очень интересным проектом. Открытый бета-тест за месяц до релиза лишь увеличил число предзаказов — и это не смотря на «мёртвую» привязку к онлайну и немаленькие цены, впрочем, характерные для новинок от Electronic Arts.
SimCity
Жилой квартальчик на городском отшибе. Каждый из этих домов – плод деятельности игрового движка, просчитавшего множество факторов и воздвигшего именно эти здания именно на этом живописном утёсе.
Увиденное оказалось настолько классным, что многие журналисты ещё до выхода игры выставили ей максимальный или близкий к такому балл, а титул «лучшая игра 2013» практически сам падал SimCity в руки. К сожалению, не обошлось без ложки дёгтя, довольно быстро превратившейся в бочку. Мы не будем пересказывать здесь историю с эпичным провалом релиза SimCity. Падения серверов, очереди и издевательский восемнадцатиминутный счётчик – всё это осталось в прошлом, но удовольствие от игры многим игрокам было испорчено. И не смотря на всё это, SimCity – очень крутая игра. Да, у неё есть недостатки, но сейчас это определённо лучший городской симулятор из когда-либо созданных. Сейчас мы рассмотрим его ближе.
Основным и самым заманчивым для игроков обещанием было воплощение лучших идей предыдущей части серии, SimCity 4, в новом проекте. И с этой задачей Maxis справились на 100%. SimCity, обогатившийся массой новых и интересных черт, при этом сохранил большинство своих достоинств и некоторые характерные недостатки. Среди же утерянных достоинств четвёртой части терраморфинг – отныне нам больше не доступен «режим бога», в котором игроки могли почти как угодно изменять окружающий мир. Теперь нам на выбор просто представляется пара десятков уже сформированных карт регионов на разное количество городов. Местность различается рельефом и природными ресурсами, так что, несмотря на то, что все участки под города одного размера, строить везде придётся по-разному. . Ещё на стадии выбора участка по город, нужно чётко представлять его будущую специализацию и положение в мире.
SimCity (2013)
Иные штатные виды в SimCity напоминают кадры из вступительных трейлеров игр попроще.
В регионах уже есть инфраструктура – шоссе и железные дороги, к которым можно вручную присоединить уличную сеть своих городов. Дороги теперь – основа всех происходящих в игре процессов. Именно по дорогам осуществляется транспорт абсолютно всего, что вообще подлежит транспортировке в SimCity. По дорогам ездят машины, ходят люди, под дорогами текут вода и нечистоты, по дорогам каким-то образом передаётся электричество. Всё в игре теперь материально – электричество и вода не мгновенно перемещаются между зданиями и кварталами, а «плывут» по дорогам от места производства к месту потребления. Реальные машины возят реальный, насколько это возможно в игре, уголь, который вполне себе реально пылится на складе. Канализационные стоки текут через весь город к заветной трубе сброса и изливаются в окружающую природу. Люди тоже материальны – пробки теперь возникают не только из автомобилей, но и из людей, трамваев и бытовых отходов. Всё это великолепие умеет перемещаться между городами, соединёнными через шоссе или железную дорогу.
SimCity нефть
Пусть нефтяные насосы и раздражают местных жителей, на вырученные от продажи чёрного золота мы облагородим район парками и площадями.
В определённом смысле подобная система была и в SimCity 4, правда там перемещались только люди, причём делали это только на графиках и схемах. Что касается визуализации, новая SimCity – неоценимый прорыв: мы получили не просто цифровую, но и вполне себе живую, наблюдаемую модель города. Тем не менее, новая система привносит и новые проблемы. Так, например, все здания в игре намертво привязаны к дорогам. Здания и в четвёртой части требовали соединения дорогой, а при отсутствии дорог чернели и закрывались на неопределённый срок. Теперь же при уничтожении дороги все дома, построенные на ней, попросту уходят в небытие вместе с ней! Таким образом, задумав провести новый проспект через исторический центр вашего городка, вы рискуете превратить весь населённый пункт в облако пыли. Другой раздражающей проблемой стали пробки, возникающие исключительно из-за того, что все перемещающиеся агенты выбирают максимально короткий путь для передвижения. И если такая модель, в целом, верна для автомобилистов, то почему так себя ведут жидкости вроде воды или нечистот, не очень ясно.
Пробки и методы их избежать – это целое искусство! Другое достижение новой SimCity – это разделение дня не только на утро-вечер, как было в SimCity 4 (причём там вечерний трафик был равен дневному со знаком минус). Теперь за день (он же, кстати, месяц) происходит масса всего: с утра все едут на работу, в школу, в колледж. Днём школьники возвращаются из школ, а домохозяйки едут за покупками. Вечером все едут с работы, и кое-кто – развлекаться в центр. По ночам все спят и наслаждаются благами цивилизации, загружая городскую канализацию и электросеть. Бомжи и туристы активны целый день: первые ходят по достопримечательностям, вторые всё больше по лужайкам, паркам и бейсбольным полям. У различных заведений есть свои часы работы, так, например, обучение в местном техникуме проходит по парам, и к каждой ездят студенты.
SimCity
Освещение и вообще визуальные эффекты – сильная сторона игры. Уровень загрязнения, время года и погода – всё это формирует картинку на мониторе.
Все автомобили теперь — полноценные игровые объекты, которые не исчезают ни с того, ни с сего. Так что, при неправильно организованной дорожной системе иная пробка может стоять месяцами. Весьма любопытным следствием такой системы являются новые аспекты работы городских служб: у них больше нет зоны покрытия, как это было в прошлой части игры, и в одной школе могут учиться ребята со всего города, было бы место и достаточно быстрые школьные автобусы. Эффективная зона работы таких служб, как пожарные, полиция и скорая, зависят от количества автомобилей на службе и трафика на дорогах. Так что теперь дорожное планирование, а также грамотное расположение служебных зданий – процесс по-настоящему интересный и очень непростой.
И здесь есть простор для деятельности. Улицы теперь можно прокладывать почти под любыми углами, правда, в одной точке могут сойтись, почему-то, только четыре дороги. Кварталы, расположенные на «круглых» дорогах, выглядят довольно естественно. По-прежнему, большинство зданий в игре строятся сами по себе на специально отведённых зонах. Теперь у игрока забрали возможность напрямую влиять на плотность застройки – мы просто выделяем участки улиц под застройку, а плотность, как и цена на землю, складывается из объективных факторов. На размеры зданий также влияет и конфигурация дорог – если не будет достаточно места, симы так и будут жить в маленьких трейлерах, хоть бы и напротив мэрии.
SimCity трамвай
Центральная улица города, особенно, если она же – межрегиональное шоссе, вечно страдает от пробок. Трамвай в такой ситуации просто незаменим.
Система общественного транспорта в SimCity представляет собой нечто среднее между мгновенным перемещением из SimCity 4 и реалистичной схемой, представленной в CitiesXL. Городской и региональный транспорт представлен в игре маршрутками, трамваями и автобусами (по факту – троллейбусами), а также поездами и самолётами. Эти два типа, а также большие межрегиональные автобусы, связывают ваш регион и окружающий мир. Для городской «тройки» необходимо строить парки и депо, расширяя которые можно увеличить парк транспортных средств, доступных на линиях. Тем не менее, сами линии прокладывать нельзя – транспорт, хоть и обладающий номинальной вместимостью, ездит от остановки к остановке, похоже, по воле пассажиров. Повлиять на это дело трудно, и в итоге возможна ситуация, когда весь ваш парк из 60 автобусов будет курсировать по одной улице, крайне редко заезжая в менее популярные области. В следующий раз, ожидая автобуса на остановке, не унывайте. В SimCity интервалы между рейсами по 15 часов – довольно частое явление. В общем, есть к чему стремиться в дополнениях.
SimCity пожар
Пожар – неприятное явление. Он вдвойне неприятен, если вспомнить, что при тушении намертво блокируется движение на прилегающих улицах.
В связи с урезанными регионами из игры убрали метро, и весь внеуличный транспорт в SimCity представлен трамваями. По иронии разработчиков, трамвайные рельсы с остановками здесь можно класть только посередине шестиполосного проспекта, что накладно, да и внеуличным такой транспорт не назовёшь. В общем, если ваши жители любят железные дороги, то дорожный коллапс по пути к вокзалу вам обеспечен.
Весьма ограниченное игровое пространство компенсируется возможность модернизировать большинство служебных зданий. Не хватает электроэнергии? Нет проблем! Лишняя пара ветряков или новый водородный реактор – и все дела. Модульным образом увеличивается количество гаражей под служебный транспорт (машины приобретаются вместе с гаражами), вместимость тюрем, школ и больниц – почти все городские здания можно так или иначе улучшить. И это добавляет разнообразия.
Второй параметр «саморастущих» зданий — цена земли — во многом, связана с тем, довольны ли потребители – жители в жилых зонах, коммерсанты в коммерческих и хозяева заводов в промзонах. Для развития разных зон требуются разные условия, и если новая рудная шахта порадует хозяина металлопрокатного завода, то вряд ли ей обрадуются белые воротнички – вид из офиса портит, да и пыли много. Чего уж говорить, что жить напротив мусорной свалки не захочет никто. Напротив, пара парков, остановка автобуса и постоянно курсирующие по району патрульные машины порадуют всех.
SimCity (2013)
Осенний туман над небольшим пока ещё городком.
Если же по каким-то причинам работа предприятия невозможна (нет воды, например, или рабочей силы), то оно временно приостанавливает свою работу. Стоящие заводы – не всегда признак упадка, возможно, прирост населения просто не успевает за ростом промышленности. В случае, если дальнейшая работа предприятия невозможна в принципе – например, оно сгорело, разорилось или было разграблено бандитами – здание становится заброшенным и подлежит сносу. Всё это, с оговорками, верно и для жилых домов – если от отчаяния и безысходности люди покинули жильё, оно превращается в унылые и мрачные руины. Сносить сгоревшие и заброшенные здания теперь нужно вручную, причём за этим нужно следить – в заброшенных домах часто селятся бездомные, провоцирующие пожары.
SimCity
Как и в SC4, жители города любят озадачить мера. Например, целый день запускать салюты у пожарного депо, заставляя несчастных пожарных высунув язык тушить многочисленные пожары.
Помимо классических потребностей в воде и электричестве и неявных в виде рабочей силы, коммерции и рабочих мест, появились и новые. Во-первых, это упомянутые выше нечистоты, которые необходимо или превращать обратно в воду, или сбрасывать от греха подальше в окружающий мир. Во-вторых, это топливо для электростанций – нефть и уголь, которые можно добывать или закупать у соседей или на мировом рынке. Руду можно добывать и перерабатывать во что-нибудь полезное на металлургических комбинатах – и так далее. Учитывается в игре даже ветер – от направления и силы ветра зависит распространение загрязнений воздуха, и это просто необходимо учитывать при планировании промзон. Ну, и, конечно, ветряные электростанции не будут работать, если их расположить на безветренных площадях. Среди неявных ресурсов -квалифицированные кадры, число которых напрямую зависит от доступности образования в регионе, и здоровье жителей. Чем больше больных работников, тем хуже идут дела у предпринимателей, что вполне логично.
SimCity (2013)
Размещение дорог под любыми углами открывает широкий простор для городского планирования.
Всё это в сумме позволяет управлять городом массой различных способов. Так, например, при большей доступности образования преступность в городе будет заметно ниже, а пожары – реже. При этом даже самые образованные и умные жители могут пойти ограбить банк от безысходности, да и соседи из других городов могут заглянуть в вашу Утопию с недобрыми намерениями, так что полиция всё-таки нужна. С другой стороны, мощная полицейская организация позволяет держать в рамках толпу необразованных бедняков, но в таком городе придётся позаботиться о свободном месте под тюрьмы. Это лишь одна из многочисленных ситуаций, в которых приходится искать золотую середину.
SimCity небоскрёбы
Казалось бы, успешный город? Но многочисленные заброшенные небоскрёбы недвусмысленно говорят об экономическом спаде.
Главная особенность SimCity 4 – управление целыми регионами – успешно перенесена и в новую игру. Более того, теперь соседние города могут не только обмениваться ресурсами, но оказывать транспортные услуги, вывозить мусор. При наличии свободных учебных мест и больничных коек у соседей горожане будут ездить туда так же, как за покупками или на работу. Каждый город в регионе может быть универсальным, но куда эффективнее работает содружество городов разных направлений – в одном, тихом пригороде, люди живут и учатся, в другом, промышленном центре, люди работают. Специальные здания, такие, как шахты, стадионы и достопримечательности, также приносят выгоду не только домашнему городу, но и всему региону. К сожалению, нет большой разницы, кто управляет соседним городом – вы сами, или другой игрок. SimCity всё так же остаётся одиночной игрой, пусть и с набором сетевых функций.
SimCity Английский город
Лондонский туман или смог? Первые три DLC к игре призваны добавить в SimCity европейский колорит. Впрочем, их правильное использование в игре требует определённой ловкости от градоначальника.
Что касается визуализации процессов и графики в целом – буквально всё, о чём написано выше, видно на мониторе. То есть, вы физически можете наблюдать, как на рассвете школьные автобусы собирают учеников, как выезжают на линию трамваи, ходят поезда, мусоровозы собирают мусор, на шахтах грузят уголь по грузовикам, полицейские перекуривают у участка перед патрулированием. Вот грабят банк, а вот вдруг, ни с того, ни с сего, нашествие зомби или метеоритный дождь. Всё это сделано очень красиво и реалистично. В вашем городе много бездомных? Обратите внимание на любой парк – вот они, отдыхают на лавочках и бродят по аллеям. Кстати, впервые в истории SimCity в игре организована смена сезонов: от месяца к месяцу меняется растительность и освещение, чаще идёт дождь. Снега в игре нет, но январь, особенно, в лесистой местности, выглядит очень мрачно. На рассвете и закате разное освещение, а из любого города видно весь регион. Игра имеет своеобразный стиль: с одной стороны, все здания (кроме собора Василия Блаженного, за качество которого в игре разработчикам – наше русское фи) детально проработаны и очень красивы, с другой стороны – визуально всё напоминает серию The Sims 3. Хорошая оптимизация и графические приёмы вроде искажения перспективы и лёгкого размытия позволяют без особых проблем для оперативной памяти наблюдать очень красивые и детальные городские виды.
SimCity освещение
Красивое утро. Жаль, что в SimCity нет функции управления транспортом, как в прошлой части игры.
К сожалению, сейчас в SimCity отсутствует очень важная составляющая подобных игр: возможности для моддинга разработчики нам не предоставили. Возможно, редактор карт и зданий в игре появится позже. Не исключено, что издатель намеренно исключил возможность создания пользовательских дополнений, чтобы не создавать конкуренции наверняка многочисленным в будем официальным DLC. Вполне возможно, в будущем мы увидим и большие карты, и метро, и нормальное транспортное планирование – впрочем, за отдельные деньги. Что ж, остаётся надеяться, что EA сумеют сделать правильные выводы из неудавшегося запуска и в будущем будут уделять больше внимания своим клиентам. Ну а в SimCity, всё-таки, стоит поиграть – это уникальная по своим возможностям компьютерная модель целого города. И, да, SimCity — это определённо игра года. Хотя слово «лучшая» из её титула выпала безвозвратно.


Thanks: